Поезд Победы: нам жить и помнить!

В понедельник в 10 часов 20 минут, 22 апреля курсанты и сотрудники Военной кафедры при БГТУ им. В.Г. Шухова вместе с многочисленными жителями Белгородчины и её гостями с радостью встретили на железнодорожном вокзале города Белгорода поезд Победы, который прибыл из Прохоровки.

             

С большим интересом курсанты ознакомились с ретро-выставкой и представленными экспонатами: действующим паровозом,  сохранившимся как средство передвижения, четырьмя вагонами-теплушками с полками, как во время Великой Отечественной войны где спали солдаты, вагон-музеем боевой славы с военной формой и оружием, с образцами военной техники периода Великой Отечественной войны, в том числе танком Т-34, который в годы войны прошёл от Подмосковья до Берлина и Праги.

        

Также, на митинге всем собравшимся, были представлены исторические факты о подвигах работников железной дороги и жителей Белгородчины.
Так, с первых дней войны работники Белгородского отделения железной дороги за­явили о своей решимости защищать Отечество, как говорилось в обращении машинистов бри­гады паровоза ФД № 20-2850 из локомотивного депо Белгород: «Мы призываем вас превратить каждый паровоз в неприступную крепость, спо­собную отразить любой удар врага и с небыва­лой быстротой продвигать грузы...»
С первых дней войны железнодорожный транспорт подвергся жестоким бомбежкам - было совершено более 470 налетов и сброшено более 8 тысяч бомб. Дорога несла громадные потери. Несмотря на это, железнодорожники Белгорода самоотверженно обеспечивали фронт необходимыми грузами, эвакуировали на вос­ток 2600 крупных предприятий страны. На базе личного состава были созданы спецформирования - оперативная группа на станции Приколотное и колонна паровозов Особого резерва № 10 НКПС, начавшая свой боевой путь под Сталин­градом, продолжившая на Курской дуге.
Во второй половине октября 1941 года, ког­да фронт вплотную приблизился к Белгороду, дорога напряженно занималась погрузкой и от­правкой эшелонов на восток.
24 октября 1941 года Белгород был оккупи­рован. Этот период (24 октября 1941 - 5 августа 1943) принес городу много горя, бед и раз­рушений. Главной задачей гитлеровцы считали скорейшее усмирение населения и подавление всякой воли к сопротивлению. За малейшую провинность жители карались смертью, прово­дились массовые казни и репрессии.
Весной 1943 года развернулась подготовка к летнему наступлению под Курском. Транс­портные возможности снабжения войск пяти армий Центрального и трех армии Воронеж­ского фронтов были крайне ограничены (дей­ствовала только однопутная железнодорожная линия с пропускной способностью 16 пар по­ездов в сутки). Поэтому 8 июня 1943 года Госкомитетом обороны было принято постановление о строительстве железной дороги длиной 95 километров, которая должна была соединить Старый Оскол со станцией Ржава, ближайшей по направлению к Курску.
Строительство планировали закончить за 2 месяца, к 15 августа, но первый поезд отправился в пробный рейс уже 17 июля - через 32 дня!
В возведении дороги было задействовано несколько железнодорожных бригад и две тысячи солдат, но главной силой стали около 20 тысяч местных жителей - в основном женщины и подростки. И именно на женщин лег самый тяжелый неквалифицированный труд по выемке и утрамбовке грунта - работали по 12 - 14 часов в день.
Из воспоминаний участницы строительства А. Е. Кочергиной
Вместе с солдатами укладывали рельсы на полотно дороги. Полуголодные. Норма хлеба была 400 г, крупы 50 г из общего котла и 1 чайная ложка сахара в сутки. Распухали руки, ноги, ладони в кровавых мозолях, но со своего участка работы никто не уходил, знали, что от каждого зависит быстрейшее завершение стройки. Поэтому работали каждый за двоих-троих. Сдавали около 3 километров готового пути. Кровавые мозоли не сходили с рук, но никто из девушек не жаловался. Все знали, как эта дорога нужна фронту. И как бы мы ни уставали, молодость брала свое.
Гитлеровцы понимали, для чего строится дорога и забрасывали в этот район одну за другой диверсионные группы. Работы шли в непосредственной близости от линии фронта, было слышно гул орудий, то и дело на строителей налетали фашистские самолеты. Для защиты от воздушных атак поблизости от полотна установили зенитки.
Из воспоминаний участницы строительства А.Ф. Шляховой
Самолёты появлялись так внезапно, что многие люди не успевали укрыться. Были раненые и убитые. Страшно было на всё это смотреть. Но оплакивать погибших было некогда, надо было работать.
В ходе Курской битвы к линии фронта было доставлено 1410 эшелонов с боевой техникой, снарядами и личным составом.
По истечению времени эту магистраль назовут «Дорогой мужества» - из-за того, сколько сил было вложено в строительство. С ее помощью удалось разгрузить соседние ветки и почти на 48 часов сократить время доставки военных грузов для решающего сражения Великой Отечественной.

После увиденного все курсанты и сотрудники Военной кафедры при БГТУ им. В.Г. Шухова отметили, что данная ретро-выставка уникальна тем, что представился редкий шанс увидеть, как это было на самом деле, как это происходило, погрузиться именно в те эмоции того времени. По словам начальника Военной кафедры при БГТУ им. В.Г. Шухова полковника Копцева С.В.: "Основная задача участия в таком уникальном событии - дань памяти, которую необходимо передавать из поколения в поколение, её нельзя вычеркнуть и забыть. Потому что, в России в каждой семье родственники участвовали в освобождении нашей страны".

Размер шрифта:
А
А
А
Цвета сайта:
А
А
А
А
Изображения:
Вкл
Выкл
Расширенные настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Стандартная
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Вернуть стандартные настройки
Свернуть расширенные настройки